Юрий Иванович Яшков — врач-хирург, доктор медицинских наук, профессор, руководитель службы «Хирургия ожирения». С 1999 года по настоящее время является Президентом Российского Общества бариатрических хирургов, член Совета Международной Федерации хирургии ожирения и метаболических нарушений (IFSO), Президент Европейской Федерации хирургии ожирения и метаболических нарушений (IFSO-EC), избранный на период 2012–2014 годов.

Одним из первых в стране с 1991 года начал выполнять вертикальную гастропластику, в 2001 году внедрил в стране методику лечения ожирения с применением внутрижелудочных баллонов. Имеет наибольший в России и в Восточной Европе опыт операции билиопанкреатического шунтирования с продольной резекцией желудка. В 1999 году впервые в России сформулировал концепцию хирургического лечения сахарного диабета II типа, в том же году выполнил первую в России успешную операцию с целью коррекции сахарного диабета II типа.

/i/art/art173_1.JPGАвтор свыше 350 научных работ и докладов по проблемам бариатрической и метаболической хирургии.

За выдающийся вклад в развитие бариатрической хирургии в 2009 году был награжден почетным знаком IFSO.

Cфера профессиональных интересов

  • хирургическое лечение ожирения (лечение внутрижелудочными баллонами, продольная резекция желудка, гастрошунтирование, билиопанкреатическое шунтирование, регулируемое бандажирование желудка и др.)
  • повторные бариатрические операции
  • хирургическая коррекция сахарного диабета II типа
  • хирургическая коррекция нарушений липидного обмена
  • кожно-пластические операции после коррекции ожирения

Юрий Иванович , во-первых, поздравляем Вас с избранием на должность Президента Европейской федерации хирургии ожирения (IFSO-EC) на 2012-2014 гг... Не могли бы Вы рассказать подробнее об этом событии?

Это произошло на 14 Всемирном съезде Международной федерации хирургии ожирения в Париже в конце августа этого года во время заседания Европейского отделения Федерации. Выбрали единогласно, что я рассматриваю, как признание своими коллегами определенного вклада в развитие хирургии ожирения в своей стране. В 1999 г. мои российские коллеги оказали мне доверие, избрав Президентом созданного тогда Общества бариатрических хирургов России. С этого времени мы провели 5 российских съездов с международным участием. Наше Общество, как и вообще хирургия ожирения в стране, продолжает развиваться. Я отношусь к этому избранию с большой ответственностью и считаю это кредитом доверия, который еще предстоит оправдать в будущем.

Президентов Федерации выбирают за 3 года до вступления в должность?

Президента Европейского отделения Международной федерации хирургии ожирения выбирают сроком на 2 года, но, согласно Уставу, за 2 года до вступления в должность избранный Президент (President – elect) участвует в заседаниях руководства Федерации и принятии решений, т.е. постепенно входит в курс дел. Следующие 2 года он непосредственно выполняет обязанности Президента и еще следующие 2 года, уже будучи в курсе дел, также участвует в принятии решений. Таким образом соблюдается преемственность в руководстве Федерации, а каждый избранный президент участвует в принятии важных решений фактически в течение 6 лет.

Какие еще впечатления о съезде в Париже? Что нового в хирургии ожирения?

Из 13-ти Всемирных и 4-х Европейских съездов по хирургии ожирения, в которых мне доводилось участвовать, не было, пожалуй, ни одного съезда столь представительного, как этот, и не только в количественном отношении. Приехали практически все наиболее известные специалисты в области хирургии ожирения, и поэтому спектр мнений и оценок был авторитетнее и шире, чем когда бы то ни было. Бариатрическая хирургия - молодая и быстро развивающаяся область хирургии, и в ней с каждым годом появляется что-то новое. Каждый год, помимо каких-то технических инноваций, добавляет дополнительные знания, накапливаемые по мере увеличения сроков отдаленных результатов, казалось бы уже хорошо освоенных методик. Например, мне было интересно узнать новые, совсем неоднозначные данные о результатах бандажирования желудка в сроки после 10 лет, а также о результатах продольной резекции желудка после 5 лет наблюдения. Были представлены данные о результатах применения билиопанкреатического шунтирования при сахарном диабете 2 типа у пациентов без ожирения, а также о результатах, предложенных в последние годы, новых бариатрических операций.

Были ли доклады из нашего Центра?

Да, мы поделились своим опытом лечения сахарного диабета 2 типа у тех наших пациентов, которые перенесли операцию билиопанкреатического шунтирования. Как мы и предполагали, результаты просто великолепные. Можно вполне определенно сказать, что операция билиопанкреатического шунтирования обладает почти 100%-эффективностью при лечении диабета 2 типа, не сопоставимой ни с каким другим видом лечения. Другие известные операции, применяемые для лечения ожирения, также оказывают положительное влияние на течение этого заболевания, но не столь предсказуемо, как БПШ. К тому же эффект БПШ при диабете достигается при вполне комфортном питании без необходимости соблюдения диет – это мечта каждого пациента и лечащего эндокринолога. Я хотел бы вернуть наших читателей к статье о перспективах хирургического лечения сахарного диабета типа и подтвердить то, что надежды на излечение данного заболевания хирургическим путем, о которых мы говорили и писали, начиная с 1999 г., в полной мере оправдываются. Метаболическая хирургия, как раздел нашей дисциплины, сегодня прочно вошел в практику работы каждого бариатрического хирурга.

В другом докладе мы обобщили наши наблюдения о применении внутрижелудочных баллонов для предоперационной подготовки особенно тяжелых пациентов, риск операции у которых первоначально расценивался как очень, если не предельно высокий. С помощью внутрижелудочных баллонов нам удавалось добиться определенного снижения веса в течение 3-4 месяцев и после этого - прооперировать пациентов в более благоприятных условиях. Такая тактика лечения позволила помочь многим поначалу, казалось бы, безнадежным пациентам. Сейчас у нас на вооружении имеются современные модели французских баллонов Heiosphere с воздушным наполнением. Они почти невесомы (всего 30 г), и поэтому лечение такими баллонами лучше переносится: нет той реакции в первые дни, которая очень не нравилась нашим пациентам.

МК ЦЭЛТ летом этого года предварительно аккредитован IFSO как международно признанный Центр высокого качества в бариатрической хирургии. Сколько сейчас таких центров в Европе и в мире?

На тот момент, когда мы получили это приятное известие, таких центров в Европе было 35. Сейчас их уже 45, и я думаю, число их будет постепенно увеличиваться. В России пока мы одни, но, думаю, есть еще 1-2 центра, которые соответствовали бы предъявляемым требованиям. Аккредитация IFSO означает, что в данном центре работа в области бариатрической хирургии происходит на качественно высоком уровне, в соответствии с международно признанными правилами и стандартами. Ранее аккредитационный комитет разработал критерии соответствия высокому качеству работы.

Какие это критерии?

Например, в Центре отличия должно выполняться не менее 50-100 бариатрических операций в год, из которых большинство должны составлять сложные виды операций, а также повторные операции. Ведущий бариатрический хирург клиники должен иметь значительный опыт (не менее 200) различных видов бариатрических операций, в том числе и повторных, от 25 до 50 операций выполнять ежегодно, выступать с докладами на международных конгрессах, быть в курсе современной специальной литературы, обучать других специалистов. Обязательным является ведение учета результатов всех выполненных операций при пожизненном наблюдении за оперированными пациентами.

Весь вопрос только в наличии специалиста?

Нет, специалист + учреждение – это единое понятие. Помимо таких специалистов, учреждение Высокого качества должно иметь необходимое оснащение и оборудование, приспособленное для лечения больных тяжелыми формами ожирения, весь штат необходимых консультантов, в т.ч. кардиологов, психологов, психиатров, диетологов, анестезиологическую службу, службу рентгенологов, в т.ч. специалистов в области интервенционной рентгенологии, хорошо оснащенную лабораторию и службу переливания крови. В таких центрах должно выполняться не менее 50 бариатрических операций в год, причем преимущественно сложные виды операций. Не менее 75 % пациентов должны находиться на пожизненном учете. В этом смысле мы всегда стремимся к 100 %-му охвату пациентов в нашем поле зрения, но по разным причинам (смена места жительства, телефонов и т.д.), да и чего греха таить, элементарной недисциплинированности пациентов, не у всех оперированных результат хирургического лечения удается контролировать ежегодно, как того требуют международные правила.

Существует ли практика аккредитации Центров высокого качества, например, в США?

Да, работа по аккредитации бариатрических центров там была начата раньше, чем в Европе. Таких центров там уже значительно больше, и каждая клиника, где начинает развиваться бариатрическая хирургия, стремиться получить звание Центра высокого качества. Это своего рода марка учреждения, а значит и знак доверия общества и пациентов. Уже подсчитано статистически, что в американских Центрах высокого качества на порядок меньше летальность, частота осложнений, необходимость в повторных госпитализациях, и, соответственно, они менее затратны и более рентабельны. В первую очередь именно в такие центры страховые компании будут направлять пациентов.

В России страховые компании, к сожалению, никак не покрывают расходов на лечение пациентов с морбидным ожирением. Надо ли в этом случае стремиться к титулам и высоким званиям?

Надо. Во-первых, страховые компании, как и вся система здравоохранения в стране, тоже развиваются, и настанет то время, когда и российские пациенты, страдающие морбидным ожирением, как и их западноевропейские и американские товарищи по несчастью, будут иметь должную социальную защиту. Для российских клиник это тоже марка высокого качества. Международное официальное признание дорогого стоит, его ни купишь, не получишь "по блату", оно завоевывается многолетним тяжелым трудом и полученными результатами. Можно, конечно, привлечь внимание пациентов, выпалив на своем сайте в Интернете призывы, подобные этим: "Запишитесь на прием к лучшему бариатрическому хирургу России" (хотя такого конкурса у нас в стране не проводилось и, соответственно, победитель не объявлялся). Надо сказать, что наши пациенты в своем стремлении похудеть часто бывают падкими на дешевые рекламные трюки и поэтому многие из них бесконечно и вовсе недешево лечатся диетами, чаями, суперсистемами, "чудодейственными" таблетками. Хочу еще раз напомнить, что морбидное ожирение во всем мире лечится, как правило, только хирургическим путем. Наряду с эффективным лечением ожирения, сегодня мы имеем также возможность помочь хирургическим путем очень многим пациентам, страдающим сахарным диабетом 2 типа. Но при этом надо помнить, что простых и одновременно надежных способов избавления от этих заболеваний пока не существует, а эффективность и предсказуемость результата лечения прямо пропорциональна сложности операции на органах пищеварительного тракта. Именно поэтому Центрами отличия признаются в первую очередь те клиники, где делаются преимущественно сложные виды операций, а результаты соответствуют принятым международным стандартам.