Разнообразие типов и видов

Обычно названия грыж соответствуют месту, в котором они возникают. Наиболее часто хирурги сталкиваются с паховой и пупочной грыжами. Данные статистики весьма противоречивы, но большинство специалистов считают: эта проблема в структуре всех хирургических заболеваний занимает одно из первых мест.
По данным европейских исследователей, грыжи возникают примерно у 2% населения. Из всего этого количества грыж паховые составляют около 90%. Наиболее подвержена им сильная половина человечества, у женщин паховая грыжа встречается в 2 раза реже.
Говоря образно, грыжа – это отверстие, через которую под кожу могут вываливаться внутренние органы: например, сальник или петля кишечника. Эти "дырки" бывают разного размера – от совсем маленьких до больших и даже гигантских, "с голову крупного ученого". Возникают они там, где есть слабые места в мышечно-апоневротическом слое (апоневроз – это широкая сухожильная пластинка, сформированная из плотных коллагеновых и эластических волокон, служащая для прикрепления мышц). Грыжи бывают врожденными и приобретенными, есть еще послеоперационные – они формируются в результате расхождения ранее наложенных швов.
К сожалению, профилактика грыж невозможна. Основная причина их возникновения – слабость соединительной ткани, человек не может знать, попадет он в группу риска или нет.
На начальном этапе это заболевание может не проявлять себя болями – человек просто чувствует дискомфорт, замечает небольшую припухлость в области паха или пупка. Но если в отверстие (так называемые грыжевые ворота) попадают петли кишечника и ущемляются – возникает резкая боль. Тогда уже счет идет на часы: лишенная кровоснабжения, эта часть кишки может отмереть и привести к летальному исходу. Так что наличие грыжи – серьезная угроза для здоровья и жизни человека!

Лечить – значит, оперировать

Лечение любой грыжи – исключительно хирургическое. Вопреки расхожему мнению, ее нельзя "вырезать" - только зашить. Иначе она ведет себя так же, как незашитая дырка на одежде – со временем увеличивается, растягивается. К сожалению, рассчитывать на то, что "само рассосется", не приходится: ни самостоятельно, ни под воздействием гимнастики, лекарств или бандажа грыжа не исчезнет. Длительная консервативная терапия только приводит к увеличению ее размеров и осложняет операцию.
Поэтому врачи и предупреждают всех пациентов – оперируйтесь как можно раньше, пока не болит. Гораздо проще и лучше для здоровья сделать плановую операцию, со всей необходимой подготовкой и анализами, чем в экстренной ситуации, когда уже возникло ущемление. Да и оперировать большую грыжу врачам существенно труднее: приходится иметь дело не просто с болезнью, а зачастую с ее осложнениями, ведь когда кишка выходит в грыжевой мешок – могут возникнуть воспаления, спайки.
Если грыжа передней брюшной стенки велика, вероятность ущемления меньше, но появляется другая проблема: под кожу вываливается большое количество петель кишки, так что после вправления и зашивания внутрибрюшное давление резко повышается, следовательно, нарушается функция дыхания. Таким пациентам надо специально готовиться к операции – носить бандажи и даже специальные костюмы.
К сожалению, российские больные, в отличие от своих западных "товарищей по несчастью", нередко обращаются к врачу только тогда, когда уже и ходить самостоятельно не могут. А ведь чем раньше проведено лечение, тем выше шанс, что оно будет успешным и малотравматичным. И чем меньше по размеру грыжа – тем меньше объем операции, тем легче оперировать хирургу и выздоравливать пациенту.

Лучший вариант

Традиционный способ оперативного лечения грыж любой локализации, в том числе паховой и пупочной – так называемая натяжная методика, грыжесечение с укреплением стенки грыжевого канала стянутыми и сшитыми между собой собственными тканями. За всю историю хирургии были придуманы сотни вариантов такой операции. И, несмотря на это, вероятность рецидива грыжи составляет около 10-15%. Более того: повторная операция повышает эту вероятность до 50%! Такое прогрессирующее увеличение объясняется просто – рассеченные и сшитые ткани дают рубец, а рубец – ткань слабая.
С начала 90-х годов прошлого века в России все более широко используют лапароскопическое грыжесечение с пластикой сеткой. Возвращаясь к нашему сравнению грыжи с дыркой на одежде, можно сравнить традиционную пластику с тем, как поступают неопытные хозяйки: стягивают края отверстия и накладывают шов, который быстро расползается обратно. Хозяйка опытная ставит заплатку – на этом принципе основана лапароскопическая операция. Изнутри в грыжевое отверстие вставляется сеточка и специальным образом фиксируется. Затем она, как каркас, прорастает сосудами, нервами, соединительной тканью и держится очень прочно. Процент рецидивов при лапароскопии – всего 0,01%! И возникают они только в тех случаях, когда больной в первый месяц нарушает охранительный режим: например, любимую женщину возьмет на руки…
Раньше использовали сетки из синтетических материалов, которые не отторгаются организмом – пролена или пропилена. Но каким бы хорошим ни был имплант, чем меньше чужеродного материала, тем лучше. Теперь стали делать сетки комбинированные: часть волокон – тот же самый пролен, а часть – викрил, шовный материал, который рассасывается через 90 дней.
Лапароскопическая операция хороша еще и тем, что выполняется через 3 прокола, без наружного разреза, это исключает возможность нагноения. Еще один плюс – в первые сутки после лапароскопии (в отличие от открытого вмешательства) не требуется обезболивание наркотическими анальгетиками. Да и вообще - период реабилитации короче и протекает гораздо легче: пациент уже в день операции может ходить, а на третий день - идти домой. После традиционной пластики рекомендуют ограничение физической нагрузки на 3 месяца, при лапароскопии – охранительный режим назначают на месяц.
В любом случае, операций по ушиванию грыжи бояться не надо – сейчас их техника отработана до мелочей. Главное – обратиться к грамотному специалисту и сделать это, не откладывая!