«Надо лечить больного, а не болезнь», – заповедовал нам великий русский врач Михаил Яковлевич Мудров. Часто слышишь, что современная медицина лечит болезни, а не больных. Это подразумевает, что раньше лечили хорошо - не то, что сейчас. Безусловно, больному человеку нужен индивидуальный подход - нет одинаковых людей, надо ли говорить, что нет одинаковых болезней. Однако и во времена Мудрова и сейчас хороший врач - это хорошо информированный врач, быстро ориентирующийся в типичных случаях (которых большинство), знающий болезни досконально, в том числе и атипичные формы. И в древности и сейчас, врач определяет БОЛЕЗНЬ и лечит человека ОТ БОЛЕЗНИ.

С другой стороны, пациент, который считает, что современный врач знает только болезни, нередко приходит в поликлинику с требованием сделать какое-либо исследование по своему усмотрению, например УЗИ или рентгенографию. Часто пациент назначает исследование себе сам или по совету знакомого. С целью экономии времени (и денег) пациент удовлетворяется заключением и интерпретацией специалиста, выполнявшего исследование или советом знакомого врача, не обязательно специалиста в данной области. И в завершении всего начинается самолечение.

Надо ли говорить, как часто люди подвергают себя риску при таком подходе. Или другой пример: у человека возникает боль в грудной клетке при ходьбе. Чтобы снять подозрения он назначает себе электрокардиографию. В поликлинике услуга общедоступна. Заключение, чаще всего, звучит как «ЭКГ в пределах нормы». Пациент считает, что у него ничего серьезного, а спустя неделю происходит инфаркт. Это уже пример опасного «самоНЕлечения».

Как же быть? Единственно правильный подход - обратиться ко врачу, в большинстве случаев к врачу общей практики или как у нас принято – к терапевту. Иногда характер жалобы быстро определяет больного, например, к хирургу или неврологу. В нашем Центре эту роль успешно выполняет медицинский регистратор. Но может случиться и так, что первый контакт с врачом окажется «не по адресу». В этом случае врач переадресует пациента к другому специалисту. Многим это не нравится, ведь потеряно время. Но уверяю Вас, так гораздо правильнее. Вероятность ошибки значительно уменьшается. Потому что специалист с большей вероятностью правильно отгадает болезнь и поможет человеку. Специалист лучше знает, какие исследования назначать, как их интерпретировать, он обращает внимание на детали и нюансы, неведомые больному, он подскажет, что делать дальше. С другой стороны, только профессионал может вовремя остановить диагностический конвейер, именно знающий врач может избавить вас от ненужных исследований и анализов, лишних консультаций. Безусловно, врач должен вызывать доверие. Только вдвоем Вы сможете преодолеть трудности.

Могу сказать, что в нашем Центре нет системы поощрения врачей в зависимости от количества назначаемых исследований, поэтому врачи не заинтересованы в «лишних» назначениях. Каждый сотрудник старается обойтись необходимым минимумом.

Вы можете спросить – а не бывает  ли так, что врач не угадал, недосмотрел, неправильно лечил или назначил лишнее? Бывает, к сожалению. Но это тема отдельного разговора.

Надо лечить больного, а не болезнь. Великий Мудров обращался к врачам. Не больной лечит, а врач. На рекламе медицинских услуг указывают: «возможны противопоказания, проконсультируйтесь со специалистом». Хотелось бы и вам пожелать: прежде чем принимать решение о своем лечении, проконсультироваться со специалистом!