С чего все начиналось?

Идея организации обучения врачей-эндоскопистов со всей России и стран бывшего СССР возникла у генерального директора Центра эндохирургии и литотрипсии академика РАЕН, профессора А.С. Бронштейна неспроста. Где, как не в клинике, оснащенной самой современной аппаратурой, где для диагностики и лечения применяются самые высокие технологии, где работают выдающиеся специалисты – «звезды первой величины», организовывать новый курс?
Руководство ММА им. И.М. Сеченова поддержало начинание Александра Семеновича, и в 1998 году при кафедре Семейной медицины был открыт курс Новых медицинских технологий. Возглавил курс А.С. Бронштейн.

Мы попросили ответить Александра Семеновича на несколько наших вопросов.
- Почему, как Вы думаете, выбор ММА им. Сеченова пал на ЦЭЛТ, как на клиническую базу учебного курса новых медицинских технологий? Ведь это фактически беспрецедентный случай – частная клиника является клинической базой государственного медицинского учреждения.

- Я и сам, порой, задумываюсь, почему так произошло. В цивилизованных странах это не принято, обычно учебные базы – это крупные муниципальные учреждения. Думаю, что выбор пал на наш Центр потому, что сегодня мы представляем «альтернативную» медицину. В некоторых специальностях - эндоваскулярной кардиологии, эндоскопической хирургии – мы предлагаем такие методы лечения, которые государственная медицина предложить не может. А поскольку в нашей клинике новые медицинские технологии всегда находились в центре внимания, руководством ММА им. Сеченова, в частности, академиком М.А. Пальцевым было принято решение о проведении обучения врачами курса последипломного образования на базе нашего Центра.

Курс выбран!

Круг дисциплин, преподаваемых на курсе, был определен самим названием. Предметом обучения стали самые современные методики в области диагностики и лечения хирургических, гинекологических, урологических заболеваний, травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата.
За прошедшие годы были определены приоритетные направления. Наиболее востребованные получили дальнейшее развитие, от менее популярных пришлось, увы, отказаться. Тем не менее, весь спектр дисциплин, связанных с эндоскопической техникой, остается широко представленным на курсе.
Важнейшим направлением деятельности курса является диагностика и лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы. Уникальный цикл малоинвазивной флебологии и склеротерапии в 2002 году был дополнен циклом интервенционной ангиологии и кардиологии.

"Экипаж" - от капитана до матроса

Профессорско-преподавательский состав курса – сотрудники Центра эндохирургии и литотрипсии – врачи с многолетним опытом работы, многие из которых - ученые с мировым именем. Вот лишь только некоторые из них: доктора медицинских наук, профессора А.С. Бронштейн, О.Э. Луцевич, З.А. Кавтеладзе, Г.Д. Константинова, Е.А. Широков, доктора и кандидаты медицинских наук Кирьянов И.В, Улятовская Л.Н., Прохоров Ю.А., Гордеев С.А., Марина В.С.

- По какому принципу отбирался преподавательский состав курса?
- Мы выбирали тех людей, которые являются профессионалами высокого класса. В частности, эндоскопическая хирургия у нас представлена профессором О.Э. Луцевичем и его коллегами. Сегодня этот курс по количеству прооперированных больных является самым представительным в нашей стране - больше 12000 пациентов. Постепенно мы занимали новые позиции, появилось еще одно приоритетное направление – эндоваскулярная кардиология, которая представлена группой специалистов во главе с профессором З.А. Кавтеладзе. Это вторая позиция. В разделе «эндоскопическая хирургия» также широко представлена наша флебологическая служба, где обучение проводится прекрасным флебологом, профессором Г.Д. Константиновой. Она считается одним из лучших преподавателей Московской Медицинской Академии. Наконец, мы пригласили в наш Центр невропатолога, доктора медицинских наук Широкова Евгения Алексеевича, который возглавил службу «Стоп-Инсульт». Это тоже ноу-хау. Мы предложили ему преподавать на курсе, поделиться своим опытом разработки программ профилактики острых нарушений мозгового кровообращения, сейчас ведется активная работа в этом направлении. Таким образом, три направления – эндоскопическая хирургия, эндоваскулярная кардиология и миниинвазивная флебология являются на данный момент основными.

Преподавание ведется в прекрасно оснащенных учебных комнатах и операционных. Курсанты имеют возможность присутствовать на амбулаторных приемах, участвовать в операциях. Кроме этого, для преподавания используется тренажерная техника, имеется обширный учебный видеоматериал. В период обучения курсанты полностью обеспечиваются методическими материалами, им выдаются сборники работ сотрудников курса и Центра. В библиотеке Центра имеются медицинские монографии и журналы по изучаемым проблемам.

Преподаватели и курсанты обеспечены компьютерами и имеют практически неограниченный доступ к Internet.
Кроме педагогической, преподаватели курса ведут серьезную научную работу. Одним из показателей эффективности научной деятельности является количество публикаций. Так, недавно в свет вышло очередное дополненное издание справочника руководителя Курса, профессора Бронштейна с соавторами по эндоскопии, эндохирургии и литотрипсии, за последний год опубликовано более 30 научных статей.
За время работы цикла на базе Центра эндохирургии и литотрипсии прошли обучение сотни курсантов из разных уголков России, ближнего и дальнего Зарубежья. Так нашими слушателями стали врачи из Санкт-Петербурга, Уфы, Архангельска, Хабаровска, Минска, Воронежа, Екатеринбурга, Владивостока, Барнаула, Нижнего Новгорода, Красноярска, Воркуты, Анадыря, Баку, Смоленска, Донецка, Калининграда, Тбилиси, Элисты, Кутаиси, Ростова-на-Дону и многих других городов. Некоторые уже и сами преподают в организованных учебных центрах Сибири и Дальнего Востока.

- Что вы можете сказать о слушателях курса новых медицинских технологий?
- Проблема курсантов – это сегодня больная тема для нас, потому что желающих пройти обучение на нашем курсе много, им это интересно, но не у всех такая возможность имеется. К сожалению, им очень мало платят там, где они работают, им оплачивают только железнодорожные билеты и выделяют, скажем, условно, по сто рублей на один день проживания в Москве. Но как можно прожить в Москве один день со ста рублями в кармане, когда однодневное проживание, скажем, в гостинице «средней руки» стоит от 30 до 50 долларов? Это большая проблема, и мы тоже пытаемся что-то придумать. В частности, обучение для сотрудников государственных медицинских учреждений у нас бесплатное. Думаем, что еще можно сделать, но наши финансовые возможности, к сожалению, пока ограничены.

- Может быть, Вам запомнился какой-нибудь курсант, и если да, то чем?
- К нам приезжает много курсантов, причем не только из России, но и из стран бывшего СССР – Азербайджана, Казахстана, Белоруссии и других. Много было интересных ребят, о многих можно долго рассказывать. Например, запомнился Дмитрий Зайцев из Тульской области, доктор, у которого я впоследствии был. У него маленькое, на несколько коек, эндоскопическое отделение при городской Тульской больнице. Он потрясающий парень, в хирургии делает абсолютно все. И таких много, много удивительно талантливых врачей, которые являются настоящими энтузиастами своего дела.

Шагаем в ногу со временем

Медицинская наука и техника не стоят на месте. Выдающиеся ученые занимаются решением важнейших вопросов диагностики и лечения с учетом последних открытий и достижений в области фундаментальных знаний. С калейдоскопической быстротой меняются экспозиции на международных выставках медицинской техники. Компании-производители включились в бесконечную гонку в борьбе за потребителей их продукции. Конкуренция во всем. В точности диагностики, в удобстве эксплуатации, информативности, в ценах. Аналогичная ситуация складывается и в сфере обучения курсантов методам лечения, где главным является применение новых медицинских технологий. В настоящее время на кафедрах многих медицинских ВУЗов, медицинских научных центров, РМАПО предлагают пройти обучение по дисциплинам, преподаваемым на нашем курсе. Тем не менее, истинным лидером в применении новых технологий остается наш Центр и, соответственно лидером в преподавании, – наш курс.
Например, в последнее время в Центре широко используются современные, малотравматичные методы лечения миомы матки и варикоцеле путем эмболизации артерий и вен. Эти темы так же нашли свое место в преподавании на цикле интервенционной кардиологии и ангиологии.

- За последние два года одним из новых направлений ЦЭЛТа стало хирургическое лечение ожирения. Отражено ли это в курсе?
- Доктор Ю.И. Яшков, действительно, успешно занимается хирургическим лечением ожирения, хотя пока он не преподает на нашем курсе. Но мы планируем с января будущего года включить изучение этого направления в учебную программу. То, что предлагает Яшков, в России делается, в общем, в очень ограниченном количестве медицинских учреждений. А, учитывая то, что проведением комбинированных операций – открытым способом и с помощью эндоскопической техники – не занимается никто в нашей стране, кроме, пожалуй, наших специалистов - Яшкова и Луцевича, можно сказать, что их опыт уникален.

Продолжительность обучения на курсе, как и везде, зависит от вида усовершенствования. Так, цикл первичной специализации, самый продолжительный – 4,5 месяца (504 учебных часа). Сертификационный – 1,5 месяца (244 учебных часа). И тематические усовершенствования – 2 недели (72 учебных часа).
Обращаю внимание на то, что обучение на нашем курсе для сотрудников всех без исключения государственных учреждений – бесплатное.

О программах в подробностях…

А теперь, позвольте вкратце ознакомить вас с основными программами циклов курса новых медицинских технологий факультета послевузовского профессионального образования.

Программа циклов последипломного обучения врачей по специальности «Лапароскопическая хирургия»
Цикл первичной специализации включает комплекс теоретических и практических занятий по основным вопросам лапароскопической хирургии. Курсант в процессе занятий получает основные теоретические знания по предмету и осваивает комплекс практических навыков, необходимых для самостоятельной работы в качестве врача эндоскописта.
Сертификационный цикл предполагает дальнейшее совершенствование хирургов – эндоскопистов по актуальным проблемам эндоскопической хирургии. Наряду с углубленным теоретическим курсом врачи приобретают необходимые навыки и осваивают технические приемы выполнения основных эндоскопических операций.
Цикл тематического усовершенствования включает цикл теоретических занятий и приобретение практических навыков по отдельным разделам и направлениям эндоскопической хирургии.
Темы цикла первичной специализации: история развития малоинвазивной хирургии за рубежом и в нашей стране; организация лапароскопической хирургии в лечебном учреждении; принципы работы и техническое оснащение лапароскопической операционной; эндовидеохирургический комплекс: оборудование, приборы, лапароскопический инструментарий; вопросы асептики и антисептики лапароскопических операций; диагностическая и манипуляционная лапароскопия; основные принципы и технические аспекты лапароскопических операций; прикладная лапароскопическая анатомия брюшной полости и малого таза. Продолжительность обучения – 4,5 месяца.
Темы сертификационного цикла: лапароскопическая оперативная техника: основы, принципы, прикладная анатомия; лапароскопическая холецистэктомия; лапароскопическая герниопластика; лапароскопическая фундопликация; органосохраняющие лапароскопические операции на желудке. Интра- и послеоперационные осложнения: методы профилактики и лечения. Продолжительность обучения – 1,5 месяца.
Темы цикла тематического усовершенствования: основные этапы развития лапароскопической хирургии, усложнение техники и увеличение объема лапароскопических операций. Роль и место лапароскопических вмешательств в хирургии; лапароскопическая хирургия забрюшинного пространства: лапароскопические операции на почках, лапароскопическая адреналэктомия; принцип комбинированного доступа в лапароскопических операциях; комбинированная лапароскопическая герниопластика; комбинированная лапароскопическая колэктомия; лапароскопические методики при резекции желудка; лапароскопические методы лечения осложненных форм ЖКБ (холедохолитиаз, синдром Миризи, стенозы терминального отдела холедоха и др.), оптимальные алгоритмы интра- и послеоперационной тактики; симультанные лапароскопические операции: признаки, определение, классификация, показания и выбор объема суммарного вмешательства, этапы, алгоритмы тактики, доступы, технические особенности, послеоперационное лечение. Перспективы развития лапароскопической хирургии. Продолжительность обучения – 2 недели.

Программа циклов последипломного обучения врачей по специальности «Лапароскопическая гинекология»
Целью цикла первичной специализации является освоение хирургом-гинекологом теоретических знаний и профессиональных практических навыков, необходимых для самостоятельной работы в качестве врача-эндоскописта.
Целью сертификационного цикла является дальнейшее совершенствование хирургов-гинекологов по актуальным теоретическим вопросам лапароскопии, гистеро- и резектоскопии, а также полноценное освоение профессиональных практических умений и навыков.
Целью цикла тематического усовершенствования является совершенствование теоретических знаний и практических навыков по отдельным разделам и направлениям лапароскопической гинекологии в соответствии с характером работы врача и занимаемой должностью.
Эндоскопические методики в гинекологии:
Диагностическая микролапароскопия.
Лапароскопия как метод лечения заболеваний яичников и труб
Лапароскопия как метод лечения миом матки.
Лапароскопическая вентрофиксация.
Гистероскопия диагностическая.
Гистерорезектоскопия.
Для каждой методики эндоскопических исследований выделяются показания и противопоказания, возможные осложнения, подготовка к исследованию, премедикация и обезболивание, методики выполнения конкретных исследований, лечение опухолей яичников и матки, лечение бесплодия, ведение больных после лапароскопического вмешательства.
Темы цикла первичной специализации: организация лапароскопической помощи женщинам; вопросы управления, экономики и планирования в эндоскопической службе; клиническая и топографическая анатомия при лапароскопии; клиника и лапароскопическая диагностика и лечение эктопической беременности, наружного эндометриоза, бесплодия (рассечение спаек, каутеризация яичников, клиновидная резекция яичников). Продолжительность обучения – 4,5 месяца.
Темы сертификационного цикла: методика удаления кист и кистом яичников разных размеров, консервативная миомэктомия с ушиванием ложа и без, удаление полипов эндометрия и подслизистых миом матки резектоскопом. Продолжительность обучения – 1,5 месяца.
Темы цикла тематического усовершенствования: надвлагалищная ампутация матки и экстирпация матки путем лапароскопии, вентрофиксация эндоскопическим путем, удаление гигантских опухолей малого таза. Продолжительность обучения – 2 недели.

Программа циклов последипломного обучения врачей по специальности «Эндоскопия диагностическая и лечебная»
Целью цикла первичной специализации является освоение врачом теоретических знаний и профессиональных практических навыков, необходимых для самостоятельной работы в качестве врача-эндоскописта.
Целью сертификационного цикла является дальнейшее совершенствование врачей-эндоскопистов по актуальным теоретическим вопросам эндоскопии и смежных дисциплин, а также полноценное освоение профессиональных практических умений и навыков.
Целью цикла тематического усовершенствования является совершенствование теоретических знаний и практических навыков по отдельным разделам и направлениям эндоскопии, в соответствии с характером работы врача и занимаемой должностью.
Методики эндоскопических исследований:
1. Эзофагоскопия.
2. Гастроскопия.
3. Дуоденоскопия
4. Колоноскопия
5. Бронхоскопия
Для каждой методики эндоскопических исследований выделяются вопросы показаний и противопоказаний к исследованию, возможных осложнений, подготовки пациента к исследованию, премедикации или обезболивания, методики выполнения исследования, проведения биопсии и фотографирования, проведения оперативных манипуляций через эндоскоп, ведение больного после эндоскопического обследования и лечения.
Темы цикла первичной специализации: организация эндоскопической помощи населению; вопросы управления, экономики и планирования в эндоскопической службе; клиническая и топографическая анатомия при эндоскопических исследованиях; клиника и эндоскопическая диагностика хронических заболевания органов брюшной полости. Диагностическая, лечебная и оперативная эндоскопия. Продолжительность обуче