Инсульт: быть или не быть?

Перед врачами-неврологами, занимающимися острыми нарушениями мозгового кровообращения, всегда были, есть и, вероятнее всего, еще долго будут стоять, две главные задачи:

  • лечение больного в остром периоде инсульта;
  • вторичная профилактика ишемического инсульта.

Что такое лечение больного в остром периоде инсульта – достаточно ясно. Случилось острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт, ОНМК), и задача врачей – спасти больному жизнь и добиться того, чтобы последствия инсульта были как можно менее выражены.

А что же значит формулировка «вторичная профилактика»? Вторичная профилактика инсульта — это поиск, лечение и минимизация проявлений тех заболеваний, которые привели к инсульту. То есть это все то, что пациенты и их близкие подразумевают, говоря «нам лечили инсульт», и демонстрируют доктору выписку из стационара, где перечислены препараты «для сердца», «от давления», «для разжижения крови», «от холестерина» и тому подобное.

Среди заболеваний, приводящих к смерти или тяжелой инвалидности, инсульт уверенно держится в группе лидеров. Статистика говорит о том, что, пережив первый инсульт (даже не приведший к глубокой инвалидизации), человек без должного ухода, лечения, профилактики скорее всего проживет не более 8-9 лет. Если при всех этих условиях произойдет повторный инсульт, и его так же удастся пережить, то отпущено уже около 2-3 лет.

И у специалистов нет никаких сомнений в том, что без должной профилактики смерть больного наступит очень скоро (от повторного ли инсульта, другого ли сердечно-сосудистого заболевания или от осложнений вызванных ограничением жизнедеятельности).

Опять же, согласно статистике, если пациент перенес один инсульт, то в течение года с вероятностью, близкой к 15%, он «получит» второй. Эта вероятность растет в геометрической прогрессии при нелеченных фоновых и сопутствующих заболеваниях, и через несколько лет угроза смерти уже приближается к 30-40%.

Все дело в том, что инсульт не только зачастую является результатом декомпенсации каких-либо связанных заболеваний, но и сам провоцирует развитие новых или декомпенсацию проявлений уже имеющихся болезней.

Так что, пережив острое нарушение мозгового кровообращения, человек к уже имеющемуся «букету» заболеваний (которым он не уделял должного внимания — иначе как бы произошел инсульт?) присовокупляет кучу новых. И это на фоне и так ослабленного тяжелой болезнью состояния.

Вторичная профилактика — это единственный способ снизить риск повторного инсульта, уменьшить риски декомпенсации старых и возникновения новых заболеваний, связанных с перенесенным ОНМК.

Инсульт: был или не был?

Однако, как это не странно звучит, есть люди с повторной угрозой инсульта, которые о перенесенной ими ранее сосудистой катастрофе даже не подозревают!

Речь идет о транзиторных ишемических атаках и так называемых «немых» инсультах. В первом случае типичные проявления инсульта проходят меньше, чем за сутки, а иногда и часы/минуты. Во втором, и это более характерно для пожилых людей, симптомы инсульта вообще не проявляются, имеют смазанную картину, или состояние быстро нормализуется. К типичным проявлениям острого транзиторного нарушения мозгового кровообращения относят: преходящую потерю зрения, временное нарушение или потерю речи, преходящую слабость в руке и/или ноге, внезапную потерю памяти и/или дезориентацию, временное нарушение чувствительности в руке и/или ноге (как правило, с одной стороны тела). В такой ситуации вариант один: нужно немедленно обратиться к врачу, желательно — неврологу.

Инсульт: будет или не будет?

Основа вторичной профилактики — выявление факторов риска. Если с таким заболеванием, как гипертоническая болезнь, все относительно просто, то многие другие болезни могут долгое время не давать о себе знать и не выявляться при рутинных исследованиях.

Например, мерцательную аритмию, наиболее грозный фактор риска, если она носит приступообразный (пароксизмальный) характер, нельзя обнаружить на обычной ЭКГ вне приступа. Даже суточное мониторирование ЭКГ не всегда позволяет ее зафиксировать. В настоящее время многие специалисты рекомендуют пациентам, перенесшим ишемический инсульт, проводить мониторирование ЭКГ в течение 2-3-х суток. По разным данным это позволяет засечь пароксизм на 15-20% чаще — то есть выявить причину инсульта, о которой раньше не знали, а может быть, даже и отрицали ее.

То же касается и атеросклеротических бляшек. На одном «УЗИ сосудов» специалист бляшку видит, на другом — нет. Разнятся их размеры и оценка влияния кровотока. В ряде случаев для уточнения диагноза нужно делать ангиографию с помощью компьютерной томографии (КТ).

Стандарты оказания медицинской помощи, применяемые в государственных лечебных учреждениях, не зря называются «медико-экономическими стандартами». Объем проводимых по ним исследований сведен к самому минимальному оптимуму. Как ни грубо или грустно это звучит — в подавляющем большинстве случаев опасно и глупо полагаться на этот «конвейер» и думать, что все хорошо. Часто все оказывается совсем не хорошо, инсульт случается опять, но уже поздно. Это не значит, что «там плохо лечат» или «работают плохие врачи», совершенно не значит, что нужно отказываться от госпитализации и визита к врачу, если есть признаки инсульта. Наоборот! Каждая медицинская организация и каждый врач в ней работает в силу имеющихся возможностей, которые в большинстве случаев очень ограничены, и ожидать большего в этой ситуации бессмысленно.

Но стоит помнить о том, что лечение и реабилитация больного, пережившего инсульт, дело куда более затратное по всем параметрам — временным, финансовым, психоэмоциональным — нежели профилактика и своевременное грамотное лечение. Вот уж действительно, в этом случае скупой рискует заплатить не только дважды, но и вообще неприемлемую цену — жизнь. Именно поэтому мы в нашей клинике используем индивидуальный подход к пациенту, выбирая оптимальный для каждого случая объем обследования и способы профилактики такого грозного заболевания, как инсульт!