Школа управления тревогой

Школа управления тревогой

Место и время: столовая ЦЭЛТ (6 этаж), с 17.30 до 19.30, один раз в неделю.

Стоимость каждого занятия: 2500 р. Оплата каждое посещение.

Наполнение групп: 7-9 пациентов (11 максимум).

Ведущие «Школы управления тревогой»

Отзывы о школе управления тревогой

Подробнее о ведущих «Школы управления тревогой»

  • Мирзоева Анна Игоревна
    Психиатр, психотерапевт, специалист в области психосоматических расстройств. Стаж 15 лет. Применяет в работе когнитивно-поведенческую психотерапию, рационально-эмотивную терапию, терапию эмоциональных схем, терапию творческим самовыражением. Работает в Клинике Боли ЦЭЛТ. Проводит индивидуальную и групповую психотерапию с пациентами, страдающими тревожными расстройствами, в том числе от панических атак. Действующий член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии АКПП и Европейской Ассоциации КПТ (EABCT
  • Мясникова Любовь Константиновна
    Психиатр, психотерапевт, специалист в области психосоматических расстройств. Кандидат медицинских наук. Стаж 15 лет. Применяет в работе когнитивно-поведенческую терапию, терапию принятия и ответственности, рационально-эмотивную поведенческую терапию. В течение 3 лет работает в Клинике Боли ЦЭЛТ, проводит индивидуальную психотерапию, подбирает медикаментозное лечение, выступает на конгрессах и конференциях., читает лекции врачам. Действующий член Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии АКПП и Европейской Ассоциации КПТ (EABCT)
  • Беспалько Инна Аркадьевна
    Главный кардиолог ЦЭЛТ, доктор медицинских наук.
    стаж работы по специальности – 20 лет
  • Базарнова Анна Аркадьевна
    Кардиолог, врач высшей квалификационной категории
    стаж работы по специальности – 20 лет
  • Подистова Елена Анатольевна
    Гастроэнтеролог
    стаж работы по специальности – 30 лет
  • Алиева Лейла Мусаферовна
    Клинический психолог. Стаж 14 лет. Применяет в работе следующие подходы: телесно-ориентированная терапия, арт-терапия, логотерапия, экзистенциальный анализ. В течение 11 лет ведёт групповую психотерапию в Общественной благотворительной организации «Семья и психическое здоровье». Проводит индивидуальную психотерапию в частной практике и работает в ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» при Российской академии медицинских наук.

Необходимое количество встреч для эффекта: 10 занятий.

Формат группы: закрытый (после того, как группа «стартовала» 6 февраля, можно присоединиться только 13 февраля при условии, что материал первого занятия будет обсужден в ходе занятия индивидуальной терапии со своим психотерапевтом). В случае пропуска занятия (при желании далее продолжать занятия с группой) его теоретический блок также должен быть обсужден в индивидуальном формате.

Для кого эта группа полезна (с какими расстройствами помогает справиться). Группу можно посещать:

  • как в том случае, если Вы только начинаете лечение, так и в том случае, если Вы уже проходите (сейчас или проходили в прошлом) лечение у невролога и/или психолога/ психотерапевта/ психиатра индивидуально; однако тому, кто не проходит в данный момент индивидуальную терапию, следует пройти «вводное занятие» с одним из психоневрологов Клиники Боли, занимающимися групповой психотерапией, для определения того, подойдет ли ему эта группа (насколько эти занятия будут для него полезны и насколько ему/ ей «подходит» в конкретный поток Школы или лучше, например, подождать следующего);
  • как в том случае, если Вы получаете психофармакотерапию, так и если ещё не начали её или не нуждаетесь в ней (если она Вам не показана);
  • возрастной ценз – от 18 до 70 лет;

Существует несколько клинических вариантов тревожных / панических / психосоматических (соматоформных и соматизированных) приступов, на избавление от которых направлена «Школа управления тревогой»:

  • внезапный интенсивный страх с ощущением/ идеей того, что «я не контролирую своё состояние» и «со мной может произойти что-то очень плохое (со здоровьем)»:
    • сердечный приступ
    • инсульт (паралич)
    • онкологическое заболевание
    • неконтролируемое мочеиспускание/ дефекация/ рвота
    • потеря контроля над собой, в результате чего я совершу какой-то нелепый поступок («страх сойти с ума»)
    • внезапная смерть
  • этот страх может сопровождаться соматовегетативными проявлениями:
    • учащенным сердцебиением/ «перебоями в работе сердца»
    • учащенным и/ или затрудненным дыханием/ чувством нехватки воздуха
    • болью в груди
    • болью в животе и/ или спазмами в животе с резкими позывами на мочеиспускание/ дефекацию
    • спазмами в пищеводе и/ или чувством тошноты
    • потемнением в глазах и/ или головокружением и/ или ощущением, что «вот-вот потеряю сознание»
    • ощущение нереальности окружающего мира и/ или себя самого
  • NB: страх может НЕ сопровождаться соматовегетативными проявлениями, а быть «изолированным» (сам по себе)
  • NB!!! соматовегетативные проявления могут НЕ сопровождаться страхом! Они могут протекать просто как «приступы резкого плохого самочувствия», из-за чего Вы можете многократно обращаться к врачам (кардиологам/ гастроэнтерологам/ неврологам/ эндокринологам), проходить множество обследований, в ходе которых выясняется либо, что «патологии нет», либо что «та патология которая есть, не может объяснять эти симптомы» (например, у человека с поверхностным гастритом в стадии ремиссии не может быть резких внезапных приступов тошноты с ощущением «что вот-вот потеряешь сознание», у человека с пролапсом митрального клапана – чувства «жизнеугрожающих перебоев в работе сердца», у человека с искривлением носовой перегородки – «резкой и сильной нехватки воздуха»).
    • эти приступы могут длиться от нескольких минут (обычно 5-20) до часов;
    • как правило, формируется страх повторения приступа/ атаки и его ожидание;
    • в итоге Вы можете начать избегать ситуаций, провоцирующих приступы/ атаки (перестать ездить в лифте, в транспорте, посещать душные тесные помещения, вплоть до того, что вообще бросить работу и прекратить выходить из дома)

Внимание! Вам может казаться, что «эти состояния никак не связаны с психикой, а обусловлены соматическими («телесными») заболеваниями», «просто врачи не могут поставить правильный диагноз». В таком случае Вы продолжаете менять врачей и клиники в поисках «второго» (пятого, десятого) мнения, сдавать повторные анализы и выполнять снова и снова МРТ головного мозга и другие диагностические процедуры… Развивается так называемый «синдром тревоги за здоровье» («Health anxiety» или «Health preoccupation») – много сил и времени уходит на чтение медицинских сайтов в интернете, «зависание» на специализированных форумах, дело доходит до применения «нетрадиционных методов лечения»… Впустую уходит время, силы и деньги…

Именно поэтому – чтобы до конца прояснить ситуацию для каждого – мы приглашаем на занятия нашей школы опытных кардиологов, гастроэнтерологов, эндокринологов, неврологов. В программе Школы Управления Тревогой предусмотрено несколько встреч со специалистами, которые ответят на все Ваши вопросы и подробно, доходчиво расскажут о том, почему возникают такие ощущения, из-за которых наш организм легко может «перепутать» тревогу с сердечным/ легочным/ желудочно-кишечным/ онкологическим/ неврологическим/ эндокринным заболеванием. Наш коллектив использует только методы доказательной медицины («evidence based medicine») и проверенные протоколы лечения, принятые Европейской и Американской Психиатрической Ассоциацией.

Наша общая задача – помочь Вам разобраться в своем состоянии, научиться его регулировать и вернуться к полноценной, насыщенной жизни!!!

Приоритетная Цель «Школы» – управлять своей тревогой

Отдаленная Цель – управлять своей жизнью

Домашнее задание: по окончании каждого занятия пациенты получают «домашнее задание» для самонаблюдения или оттачивания какой-либо техники, которое позволяет закрепить какой-либо полученный на сеансе групповой психотерапии навык. Невыполнение домашнего задания ведёт к недостаточному эффекту от занятий!!! Это – Ваша ответственность!

Информированное согласие: все пациенты подписывают информированное согласие перед первым посещением группы.

Правила Школы:

  • № 1. Добровольность: Вас никто ни к чему не принуждает, в нашей Школе не ставят «двоек». Вы выполняете задания в своём индивидуальном темпе. Ведущие всегда помогут разобраться, если что-то непонятно или не получается.
  • № 2. Конфиденциальность: Вы не обязаны рассказывать о себе. Вы можете что-то рассказать, если только сами того захотите. Никакие персональные данные не разглашаются без Вашего согласия. Вам будет выдан бейдж, чтобы Вы написали своё имя (для удобства общения в группе), но, если Вы захотите написать вымышленное имя или даже прозвище – так и сделайте.
  • № 3. Автономность и взаимосвязь занятий: первые два занятия из 10 автономны – Вы можете подключиться на любом из них, но для полной картины и терапевтического эффекта необходимо посетить все 10 (то есть «добрать» пропущенное первое занятие с одним из психоневрологов Школы). Начиная с занятия №2 новые участники уже присоединяться не могут, это обусловлено тем, что методика телесно-ориентированной терапии работает при условии «психологически безопасной среды», когда все участники привыкли друг к другу.
  • № 4. Доверительная атмосфера. Все участники бережно и уважительно относятся к друг другу, избегают слов и действий, которые могут ранить другого. В общении работают правила «Я-посланий» и безоценочных суждений, когда каждый высказывающий не оценивает и не критикует высказывания и действия собеседника, а говорит о том, какие чувства вызвали его слова или действия у него лично.
  • № 5. Самостоятельная работа между занятиями. Для улучшения эффекта и его закрепления полученных навыков важно не только работать на встречах «Школы», но и между ними – самостоятельно – каждый день. Это необходимое условие для прогресса и получения результата.
  • № 6. Правило «подводной лодки». На занятия нельзя опаздывать и уходить раньше. На занятии нельзя пользоваться мобильным телефоном (ни в каком виде, даже в режиме мессенджеров и сообщений!). Эти условия необходимы для создания состояния сосредоточенности, которое необходимо для глубинных психологических процессов осознания и тренировки навыков саморегуляции. Все входящие в пространство группы оставляют телефоны в специальной корзине в беззвучном режиме без вибрации. Нарушение этих правил будет отвлекать в первую очередь Вас и мешать Вам освоить навыки и методики, а во-вторую очередь – отвлекать других участников группы.
  • №7. Информационная безопасность. Всё услышанное и рассказанное на занятиях, остаётся в пространстве группы, то есть участникам Школы запрещается обсуждать что-либо услышанное на школе как с любыми сторонними лицами, так и между собой вне занятий. Всё, что сказано на занятиях, может обсуждаться ТОЛЬКО во временном пространстве занятия.

Структура занятия:

  • Приветствие, краткое знакомство с новыми участниками, если есть (5 минут) (в первую встречу – дольше, около 20 минут)
  • Повторяем правила, цели и задачи группы для новых участников (5 минут)
  • Краткое повторение уже пройденных блоков (15 минут)
  • КБТ-часть (20 минут)
  • ТОП или АРТ (50 мин)
  • Заключение, обратная связь и домашнее задание. (10 минут)
Дата Занятия Ведущие Темы, которые будут прорабатываться на занятии Методики психотерапии
6 фев. четв. № 1 Мирзоева
Алиева
Мясникова
Беспалько
«Механизмы панических атак глазами психоневролога и глазами кардиолога».
«Смысл и план терапии».
Психообразование
Когнитивно-поведенческая
Телесно-ориентированная
13 фев. четв. № 2 Мирзоева
Алиева
Мясникова
«Мышление и ощущения».
«Эмоции и ощущения».
«Ценности и цели моей жизни».
Когнитивно-поведенческая
Терапия принятия и ответственности
Телесно-ориентированная
Арт-терапия
18 фев. вторн. № 3 Мирзоева
Алиева
«Поведение и ощущения в теле». Когнитивно-поведенческая
Телесно-ориентированная
Арт-терапия
25 фев. вторн. № 4 Мирзоева
Алиева
«Я и другие. Социальное окружение и тревога». Когнитивно-поведенческая
Телесно-ориентированная
Арт-терапия
3 марта вторн. № 5 Мирзоева
Алиева
«Я и мои установки, глубинные убеждения и требования к себе, жизни и окружающим» Когнитивно-поведенческая
Телесно-ориентированная
Арт-терапия
10 марта вторн. № 6 Мирзоева
Алиева
«Дифференциация и трансформация ощущений» Когнитивно-поведенческая
Телесно-ориентированная
Арт-терапия
17 марта вторн. № 7 Мирзоева
Алиева
«Телесная реинтеграция» Когнитивно-поведенческая
Телесно-ориентированная
Арт-терапия
24 марта вторн. № 8 Мирзоева
Алиева
Беспалько
«Осознанность. Принятие». Когнитивно-поведенческая
Телесно-ориентированная
Арт-терапия
31 марта вторн. № 9 Мирзоева
Алиева
«Поиск баланса» Когнитивно-поведенческая
Телесно-ориентированная
Арт-терапия
7 апр. вторн. № 10 Мирзоева
Алиева
«Заключительное занятие: отражение инсайта и закрепление навыков» Когнитивно-поведенческая
Телесно-ориентированная
Арт-терапия

* в расписании могут происходить незначительные изменения, не влияющие на эффективность программы.

Схема занятий Школы:

  • Перед началом посещения групповой психотерапии («на входе»)
    • каждому пациенту предлагается заполнить ряд шкал и опросников, которые помогут ведущим группы (психотерапевтам и психологам) понять основные характеристики Вашей личности, механизмы развития Вашего состояния и особенности реагирования на него, что даст ведущим группы возможность в ходе работы более полно помочь Вам, учитывая Ваши индивидуальные особенности.
    • необходимо заранее предоставить (если они есть в наличии) результаты медицинских обследований для того, чтобы наши врачи соматической направленности (кардиологи, гастроэнтерологи) могли оценить состояние Вашего телесного здоровья.
  • На первом помещении каждый пациент при помощи ведущих группы ставит для себя конкретные реалистичные цели и формирует образ того, какого бы эффекта хотелось достичь в результате занятий «от чего мне пришлось отказаться в моей жизни из-за приступов/ атак?», «что бы я хотел вернуть в мою жизнь из того, что приступы/ атаки отняли у меня?»).
  • На последнем посещении каждый участник группы подводит итоги: что получилось, что он/ она «уносит с группы», «приобрел на группе», «что изменилось» и получает рекомендации для дальнейших действий «что делать, чтобы закрепить результат?», «как избежать рецидивов и обострений».
  • По окончании (как в случае завершения полного курса = 10 занятий, так и в случае досрочного прерывания по любым причинам) пациент также заполняет шкалы и опросники («на выходе») – это необходимо для составления рекомендаций для дальнейших действий.

За десять занятий участники Школы:

В рамках психообразовательного и когнитивно-поведенческого подхода:
  • получат научно обоснованные сведения доказательной медицины об анатомии, физиологии и нейрохимии своих приступов/ атак «простым человеческим языком»;
  • смогут задать интересующие их вопросы, прояснить для себя все «непонятные моменты» в понимании формирования конкретно своих приступов/ атак;
  • усвоят схемы взаимосвязи эмоций, мыслей, поведения и своего состояния: как автоматические мысли, эмоции и поведенческие паттерны усиливают «органические» симптомы (при их наличии) и способствуют возникновению «функциональных» проявлений и как они (мысли, эмоции, поведение) же могут уменьшать эти сомато-вегетативные проявления и даже убирать их;
  • научатся отслеживать негативные автоматические мысли, которые провоцируют или усиливают ощущения в теле и/или тревогу и корректировать их на самих занятиях и между ними (в ходе выполнения «домашних заданий»);
  • вместе с ведущими смогут выявить и реструктурировать свои негативные установки и убеждения, а также поведенческие особенности, приводящие к возникновению «функционального» компонента своих приступов/ атак и усиливающие «органический» их компонент;
В рамках телесно-ориентированного подхода и арт-терапии:
  • освоят специальные методики релаксации (включая глубокое дыхание, постепенное расслабление мышц и управляемую работу с образами), осознанности и образной медитации-визуализации, направленными на снижение выраженности и интенсивности негативных эмоций и ощущений в теле;
  • получат и разовьют навыки психофизической и психоэмоциональной саморегуляции на основе телесно-ориентированного подхода, способствующие снижению мышечного напряжения и восстановлению энергетических ресурсов организма;
  • научатся выполнять энергетические упражнения, применяемые с целью активизации энергетических ресурсов организма и устранения астении (истощении сил, часто возникающем после пережитой «атаки» и между приступами);
  • исследуют свою подсознательную часть своего сомато-вегетативного синдрома посредством арт-терапии через самовыражение и создание уникального рисунка с целью возвращения чувства власти над своим телом («прорисовывание ощущений и тревоги»);
  • обучатся специальным упражнениям, способствующим улучшению интегрированного функционирования мозга и тела, основанному на нейрофизиологических закономерностях и на связи мышечного движения с психикой (за счёт «оживления» нервных связей между различными участками тела и корой головного мозга, что содействует развитию координации движений, моторных навыков, обретению большей компетентности и уверенности в своих возможностях, снижению тревоги и страха, развитию активной жизненной позиции и чувства ответственности за свое здоровье).

Что необходимо знать о психотерапии перед началом занятий:

Пациенты с сомато-вегетативными и тревожными расстройствами, как правило, рассчитывают на быстрый эффект и хотят овладеть специальными методиками, которые позволили бы им быстро ослаблять тревогу и лучше с ней справляться. Да, для этого есть «быстрые» противотревожные медикаментозные средства (в основном, это бензодиазепиновые препараты) – но проблема их заключается в формировании синдрома зависимости и привыкания, необходимости повышать дозу (меньшие дозы перестают действовать через какое-то время – так устроены рецепторы к бензодиазепинам). Именно поэтому надо понять свою панику, осознать, о чём «хочет сказать Вам организм» и добиться стойких изменений. К сожалению, на это нужно определённое время, Ваши осознанные усилия и опытный наставник (врач, психолог), который сумеет объяснить Вам – а Ваша задача уже будет тренировать полученные навыки дома, между встречами на Школе.

Цель «быстро и полностью освободиться от приступов/ атак» при хроническом сомато-вегетативном и тревожном синдроме обычно нереалистична.

При психотерапии сомато-вегетативных/ тревожных приступов («атак») проходит несколько этапов:

  • на начальном этапе происходит осознание того, что такое ощущения в теле, что такое тревога, что они значат для Вас, откуда они взялись, какие функции несут, последствием чего являются. Это непростой этап, но необходимый для победы над атаками. Как правило, он требует пересмотра собственной жизненной позиции и того, что происходит в Вашей жизни помимо Вашего заболевания.
  • на втором этапе реально научиться справляться с тревогой и ощущениями и жить такой жизнью, как Вы хотите, несмотря на них, вопреки им. Для этого необходимо осознанно переключить внимание на Ваши жизненные цели и ценности, понять того, чего же Вы хотите от жизни на самом деле и как Ваше заболевание этому мешает. И, что важнее – как достичь этого, несмотря на заболевание (для начала). Зачастую симптомы начинают значительно стихать именно на этом этапе.
  • третий этап – закрепление эффекта, оттачивание навыков, «формирование привычки жить по-новому».

Контакты:

Если у Вас есть какие-то вопросы по Школе, Вы можете задать их:

  • по телефону 8 (495) 788-33-88 (добавочный 176) – по будням с 9 до 17 ч – ассистент Клиники Боли Надежда
  • в режиме вотсап-сообщения (или СМС) по номеру:
    • 8 (920) 155-09-26 – врач психиатр, психотерапевт Мирзоева Анна Игоревна
    • 8 (903) 131-63-38 – врач психиатр, психотерапевт Мясникова Любовь Константиновна
Запишитесь на прием через заявку или по телефону +7 (495) 788-33-88
+7 (495) 788 33 88
Мы работаем каждый день:
  • Понедельник—пятница: 8.00—20.00
  • Суббота: 9.00—18.00
  • Воскресенье: 9.00—17.00
Ближайшие к клинике станции метро и МЦК:
  • Шоссе энтузиастов или Перово
  • Партизанская
  • Шоссе энтузиастов
Схема проезда