Жизнь, однако, показывает, что самые смелые прогнозы бледнеют перед действительностью. В 1865 году австрийский биолог Г. Мендель сообщил о своих наблюдениях по передаче наследственных признаков. Только через 45 лет ученые обратили внимание на эту работу. Еще 50 лет потребовалось, чтобы с генетикой познакомилось все остальное человечество. В XXI веке - другие темпы исследований. Всего несколько лет потребовалось для раскрытия человеческого генома. Уже становятся реальностью вмешательства в генетический код человека. Об интенсивности этого процесса можно судить по объемам производства микроскопических матриц, на которых и проводятся манипуляции с генами. Объем продаж этой «продукции» уже в 2005 году превысил 6,3 миллиарда долларов США. Какие средства вкладываются в эту область научных исследований, никто не знает. Несмотря на экономический кризис баснословно взлетели акции Института стволовых клеток человека. Можно не сомневаться, что многочисленные засекреченные фирмы уже принимают участие в стремительной гонке, главный приз которой – управляемая продолжительность жизни.

  К чему такая спешка? По-видимому, человечество вступает в новую эпоху. Период освоения технических достижений и накопления материальных ценностей закончился. Доступными стали автомобили и сотовые телефоны, изысканные продукты питания и самые немыслимые удовольствия. Общество потребления достигло того, для чего оно создавалось. Экономические и финансовые кризисы этого вектора не меняют – после их окончания человечество еще больше стремится к накоплению и всегда преуспевает в этом. Технический прогресс способствует созданию материальных ценностей. Не слишком давно зеркала и стеклянные бусы были ценностью, которая обменивалась на землю и свободу. Условное время сжимается дальше – совсем недавно видеомагнитофон можно было обменять на комнату в коммунальной квартире. Автомобиль, как известно, был роскошью, а не средством передвижения. Новые технологии делают производство предметов потребления все более дешевым. Люди научились делать состояния, сформировалась мировая элита, у которой есть все, чего только можно пожелать в материальном мире, – деньги, власть и любые вещи. Но жизнь коротка, и, когда можно в полной мере использовать личные достижения, наступает старость, а за ней и смерть. Что же делать тем, кто каждый год получал многомиллионные бонусы? Нужен новый качественный уровень решения проблемы – необходимо продлить жизнь потребителя. Инвесторы не стесняются в затратах. По всей вероятности, эти усилия дадут практические результаты раньше, чем можно предполагать. Генетические манипуляции, а не эликсир молодости, приведут к появлению новой, искусственно модифицированной ветви человеческого рода – человека долгоживущего. 120–150, а может, и 200 лет не будет пределом продолжительности жизни для отдельных представителей человечества (тех, которым это будет доступно). Что из этого получится, пока никто не знает, ведь долгая жизнь – не значит жизнь счастливая. Есть большие сомнения и в том, что долгая жизнь будет в радость обладателям новых генетических модификаций, осуществленных в интересах отдельных представителей цивилизации. Вспомним предание об Агасфере. Суть его такова: когда Христос шел на Голгофу, неся на плече своем тяжелый крест, Он, усталый, изнемогая под тяжестью, обратился к одному еврею, прося помочь ему нести крест.

/i/art/art200_1.jpg


  - Иди, иди, у меня нет времени! - ответил этот человек.
  Тогда Христос сказал ему:
  - Иди же и ты, иди до поры, пока я не возвращусь!
  И с того времени Агасфер ходит по земле, не зная ни болезней, ни смерти.   Многие народы хранят предания о страданиях людей, обреченных на вечную жизнь (Самирий, Каин, Иоанн). Из этих и подобных легенд сложилась, наконец, красивая и жуткая история о человеке, который вечно ходит по земле, бессмертно живет среди людей, являясь свидетелем их заблуждений и ошибок. Вечная жизнь представляется в этих преданиях и легендах как страшное наказание и вечное страдание.

  Можно представить себе президентов межнациональных корпораций, банкиров, крупных государственных чиновников, живущих вечно и находящихся у власти 100 лет. Какими они станут, разменяв первую сотню лет жизни? Мудрыми, отягощенными опытом и знанием жизни? Но это противоречит законам эволюции, которые предполагают накопление ошибок и нарастание противоречий отдельного представителя цивилизации и окружающей среды. Действие этого закона в социальной сфере мы можем наблюдать и в более короткие периоды времени. Некоторые крупные руководители за 4–8–10 лет своего нахождения на вершинах власти невозвратимо теряют реальные представления об окружающей действительности, и этот процесс обостряется до тех пор, пока среда не меняет руководителя. Универсальным инструментом такой замены чаще является старость (возраст), болезнь или смерть, реже – действия новых, более молодых, лучше приспособленных к жизни, конкурирующих лидеров. Более дальновидные стареющие лидеры сознательно выстраивают систему управления, предполагающую участие представителей молодого поколения в решении самых важных вопросов. Если медицина и генетика устранят естественные механизмы смены элит, то «вечноживущие» будут стремиться сохранить богатство и власть бесконечно долго. Каким будет мир под управлением «вечноживущих»? Добрым и миролюбивым или циничным и жестоким? Вряд ли получится гармонично развитая личность после празднования 150-летнего юбилея. Мозг как последнее и самое тонкое приобретение эволюции будет давать «сбои» у «вечноживующих» так же, как и у нынешних стариков. Может быть, медицинскую часть этой проблемы и можно будет преодолеть, но как быть с нарастающей с годами десинхронизацией? Скорее всего, «модифицированные» будут делать попытки подогнать изменяющуюся среду к сохранившемуся, законсервированному «Я». В результате генетических манипуляций можно получить долгоиграющий фантом, рядом с которым булгаковский «фрукт» будет блестящим представителем человечества.

  Итак, генетически модифицированные продукты уже есть, скоро появятся генетически модифицированные люди. Продукты обладают заданными качествами – устойчивостью к низким температурам, повышенным содержанием белка, например. К каким качествам будут стремиться генетически модифицированные люди? Не подумав, можно ответить, что это честность, смелость, верность, порядочность и прочая душевная красота. Если подумать, получатся другие ответы. Судя по тому, как информационное пространство (Интернет) забито порнографией, а газетные киоски глянцевыми журналами, модификация «человек разумный М» будет иметь те же мотивы про «девушек стаями», что и сто лет назад. Внешняя привлекательность и сексуальность станут первым результатом генетической реконструкции, наряду с увеличением продолжительности жизни. Поскольку такой реконструкции будут подвергнуты люди, добившиеся лучших результатов в обществе потребления (только они смогут себе это позволить), произойдет своеобразная селекция. Семейные кланы, доказавшие свою способность делать и делить деньги, получат дальнейшее развитие и преимущество перед другими, «немодифицированными», людьми. Хотя бы потому, что они будут иметь больше времени для реализации своих планов. Известно, что те, кто умеет делать гигантские состояния, не отличаются особой щепетильностью и высокой нравственностью. Так сформируется наднациональная элита, которая будет иметь огромные материальные ресурсы и длительное время для построения своей модели будущего в сочетании с циничной жесткостью по отношению к остальным, «немодифицированным». Действительно, что будет связывать «вечноживущих» с остальным народом? Если их друзья детства, одноклассники и первые жены умерли 100 лет назад!

  Будут и другие проблемы. Что такое 5 лет тюрьмы для «вечноживущего»? Пустяк, который не остановит преступника. Ну, а если пожизненное заключение? Не слишком ли - 150 лет «сидения», даже за тяжкое преступление? Для «модифицированных» людей будут нужны свои законы.

  Другой аспект проблемы будет связан с отношениями «модифицированных» с внешней средой. Поскольку их генетическая структура не будет связана с эволюцией, то и противоречия с внешней средой будут более глубокими. Не будут ли «вечноживущие» умирать, постояв час в пробке на шоссе Энтузиастов? Или они построят себе свои дороги? И будут употреблять свои продукты питания? А жить будут в своих, не связанных с внешним миром резиденциях? Впрочем, это и сейчас уже почти так. Вся субкультура для «вечноживущих» создана, осталось немногое – продлить жизнь. Скорее всего, эту задачу удастся решить в ближайшее время. Но медицинские технологии, увеличив продолжительность пребывания человека в этом мире, не смогут преодолеть основополагающего закона жизни – закона соответствия с внешней средой. Вероятно, по этой причине человек «генетически модифицированный» потеряет почетное звание «разумный», приобретенное в процессе многовековой эволюции. И хотя, может быть, он и будет жить долго, но, потеряв интерес к жизни и интеллект, соответствующие требованиям изменяющегося мира, станет искать избавления в смерти. Возможно, люди сами откажутся от вечной жизни. Но до этой крайности еще очень далеко.

   В течение последней сотни лет наука изучала все возможные физические, биологические, химические и другие средства продления жизни. В обобщенном виде результаты этих исследований показали, что на продолжительность жизни действительно оказывают влияние всего несколько факторов: ограничение калорийности питания, уровень физической активности, нормализация биологических ритмов, состояние окружающей среды. Современный человек живет слишком мало. Люди умирают очень рано, не исчерпав своего творческого потенциала. Качество короткой жизни существенно снижается заболеваниями, которые можно предотвратить. По-видимому, ближайшее продвижение в сторону увеличения продолжительности и качества жизни в популяции зависит, главным образом, от медицины.

  Глава из книги Е. А. Широкова «Третий возраст». Издательство КВОРУМ, 2010. Подробнее ознакомиться с книгой можно по адресу: www.i-kvorum.ru