Юрий Иванович, в некоторых статьях на нашем сайте Вы говорили о больших перспективах хирургии в лечении сахарного диабета 2 типа. Изменилось ли что-то за это время?
Да, изменилось многое. Во-первых, мы накопили достаточно большой собственный опыт применения бариатрических операций у больных сахарным диабетом 2 типа и имеем вполне обоснованное собственное суждение по тем или иным вопросам. Во-вторых, появилась немалая группа пациентов, практически избавившаяся от этого тяжелого недуга с помощью хирургии. В-третьих, специальность “бариатрическая хирургия”, в которой я работаю уже почти 20 лет – это теперь хирургия не только ожирения, но и метаболических нарушений, что за последние годы нашло отражение в названии хирургических центров и бариатрических ассоциаций. В-четвертых, хирургические методы коррекции сахарного диабета 2 типа официально признаны и включены в стандарты лечения диабета всемирно известными авторитетными объединениями диабетологов, в первую очередь Американской диабетической ассоциацией. В-пятых, учитывая реально подтвержденную эффективность бариатрических операций в коррекции сахарного диабета 2 типа, они все чаще стали выполняться вне зависимости от того, с каким весом пациент, страдающий сахарным диабетом 2 типа, пришел на операцию. Наверное, можно перечислить и другие “новости” в хирургической диабетологии, я назвал лишь основные.
Хотелось бы остановиться подробнее на каждом из этих пунктов. Что Вы сейчас рекомендуете пациентам сахарным диабетом 2 типа, которые обращаются к Вам, как к хирургу?
Как и раньше, к нам обращаются в основном пациенты, у которых диабет 2 типа сочетается с той или иной степенью ожирения. Но сейчас, по сравнению с прошлыми годами, стало больше лиц с менее выраженным ожирением. Действительно, для того, чтобы развился диабет с его опасными для жизни осложнениями совсем не обязательно весить 150-200 кг. Лицам, наследственно предрасположенным к диабету 2 типа, нередко достаточно набрать 90-100 кг. И если при этом основная жировая масса будет сосредоточена в брюшной полости в виде округлого или, как его называют “пивного” животика - это достаточное основание начать контролировать содержание глюкозы в крови. А когда диабет не удается корригировать диетой или медикаментозным путем – и в этих случаях можно ставить вопрос о применении хирургических методов.
Изменился ли возрастной контингент?
Раньше считалось, что диабет 2 типа – это удел в основном лиц старше 40-60 лет. Сейчас появилась немалая доля пациентов в возрасте 30-40 лет и даже моложе. Свыше 90 % страдающих диабетом 2 типа – это люди с избыточной массой тела. Нельзя не обратить внимание на распространение ожирения среди детей и молодежи (“дети Фаст фуда и Интернета”). Вот вам и потенциал для грядущего распространения эпидемии диабета.
Зависит ли Ваш подход к выбору метода операции, если у пациента имеется сахарный диабет 2 типа?
Да. Если это начальная стадия диабета или преддиабет (нарушение толерантности к глюкозе) ситуацию может улучшить любая операция, которая приведет к ограничению потребления пищи и снижению массы тела. Если же у пациента история диабета 2 типа насчитывает уже много лет, или если он постоянно и не всегда эффективно принимает сахароснижающие препараты и тем более – инсулин, наш выбор будет однозначно сделан в пользу более сложных методик – гастрошунтирования или, скорее всего, билиопанкреатического шунтирования. Вероятность устранения сахарного диабета 2 типа прямо пропорциональна сложности операции (см. таблицу, составленную профессором Генри Бухвальдом и его коллегами на основании анализа результатов более 140000 различных операций, сделанных в мире).
Таблица. % больных, достигших компенсации СД 2 типа после применения различных бариатрических операций
Бандажирование желудка | Гастропластика | Гастрошунтирование | Билиопанкреатическое шунтирование |
56,7 | 79,7 | 80,3 | 95,1 |
Есть ли вероятность навсегда расстаться с сахароснижающими таблетками и инъекциями инсулина у тех, кто страдает сахарным диабетом 2 типа?
И вполне реальная. Так, вероятность достижения устойчивой компенсации диабета без каких-либо сахароснижающих препаратов при вполне свободном питании приближается к 95-100% после билиопанкреатического шунтирования. У нас уже есть немало таких пациентов, и когда они, годами находившиеся на инъекциях инсулина и таблетках, приходят после операции к своим участковым врачам с полной компенсацией диабета, те просто не верят в происходящее. Но к счастью, уже достаточно многие эндокринологи информированы о возможностях хирургии в данном вопросе и направляют к нам пациентов. Вместе с тем, скепсис среди врачей поликлинического звена типа “этого не может быть, потому что не может быть никогда” в этом вопросе весьма распространен, и мне известны случаи, когда даже предъявляемые нормальные анализы крови и показания глюкометра не всех убеждали, потому что было принято считать, что сахарный диабет 2 типа вылечить нельзя.
А каково мнение известных российских эндокринологов по этому вопросу?
Я хорошо помню события 10-летней давности, когда само озвучивание идеи о возможности хирургической коррекции сахарного диабета 2 типа вызывало негативную, если не сказать аггрессивную реакцию со стороны весьма почитаемых в стране эндокринологов. Несколькими годами раньше это же проходили в своей стране и наши американские коллеги - бариатрические хирурги. За последние годы ситуация существенно изменилась. Да по-другому не могло и быть. Судите сами, если вопрос о возможности эффективной хирургической коррекции сахарного диабета 2 типа сейчас широко обсуждается на самых престижных всемирных форумах специалистов-хирургов и эндокринологов, на страницах специализированных научных журналов, в прессе? Если Американская диабетическая ассоциация в 2009 году включила бариатрические операции, и, в первую очередь, шунтирующие (гастрошунтирование и билиопанкреатическое шунтирование – авт.), в стандарты лечения сахарного диабета 2 типа, вправе ли наши лидеры-эндокринологи и диабетологи быть в стороне от этого процесса и тем более - в оппозиции? Не вправе. С накоплением достаточного опыта уже нельзя отрицать очевидные факты, свидетельствующие о том, что с помощью хирургических методов можно эффективно корригировать сахарный диабет 2 типа. Сейчас важно изучать, почему это происходит, какие механизмы развития этого заболевания разрушает скальпель хирурга, и как можно действительно эффективно помочь миллионам наших соотечественников, страдающих сахарным диабетом 2 типа. Здесь работы всем хватит надолго.
А действительно, всем ли может помочь хирургия?
К сожалению, нет. Нельзя помочь тем, у кого диабет уже привел к необратимым последствиям в виде тяжелого инфаркта миокарда, распространенного инсульта, почечной недостаточности, потере зрения и конечностей. Пока еще нельзя помочь многим из тех, кто не имеет достаточно средств на весьма дорогостоящие операции и не сможет получить квот от государства на проведение такой операции. Мы не сможем также помочь тем диабетикам (а их немало), для которых культ еды, а по существу - пищевая наркомания, преобладает над другими жизненными приоритетами, в том числе заботой о собственном будущем, и о своих родных и близких. Ну и в редких ситуациях, когда вследствие гибели бета-клеток поджелудочная железа становится не в состоянии вырабатывать инсулин, скорее всего, указанные операции не обеспечат 100% и пожизненного эффекта.
В нашей беседе мы все время говорим о сахарном диабете 2 типа. А можно ли с помощью бариатрической хирургии как-то повлиять на течение диабета 1 типа?
Действительно, все, о чем мы говорили, относится только к сахарному диабету 2 типа. При сахарном диабете 1 типа гибель бета-клеток поджелудочной железы начинается, как правило, уже в молодом возрасте, и поэтому пациентам необходимы препараты инсулина, а его не всегда легко дозировать. При передозировке инсулина у пациентов возникает желание больше есть, и нередко они также начинают набирать вес. И здесь становится важно регулировать режим питания и, таким образом, лучше контролировать необходимые дозировки инсулина. И здесь тоже можно рассчитывать, например, на установку баллона или бандажирование желудка. Хотя надо понимать, что полностью отменить инсулин при сахарном диабете 1 типа не удастся. Шунтирующие операции, о которых мы говорили применительно к диабету 2 типа, при диабете 1 типа неприемлемы.
Есть ли еще какие-то новшества, которые могли бы быть полезными для пациентов с сахарным диабетом?
Да, сейчас у нас в клинике внедрен непрерывный мониторинг содержания глюкозы в крови, а также методика помповой инсулинотерапии, которая может быть полезна и пациентам, страдающим сахарным диабетом 1 типа.