Президент Центра эндохирургии и литотрипсии (ЦЭЛТ) считает, что главное — найти хорошего врача

Каждый знает, что такое боль. Периодически ее испытывают все, независимо от возраста, пола, служебного положения, денежного достатка... Причем на протяжении всей жизни: от первого крика до последнего вздоха. Не случайно же в народе родилась поговорка: «Если вы проснулись утром и у вас ничего не болит — значит, вы умерли». Хотя в эволюционном плане боль — самая древняя защитная реакция организма — сигнал о том, что в вашем теле что-то не в порядке. И каждое болевое ощущение имеет свою причину. Поэтому врачи часто говорят: боль нельзя терпеть — это крайне вредно для человека...

Вместо предисловия. «Вам за 40, и ничего не болит? Значит, вы успешно посетили Клинику боли, — перефразировал народную поговорку Александр Семенович Бронштейн. — Представляя сегодняшнюю публикацию, хочу вспомнить одну зарисовку, которая подвигла меня к созданию Клиники боли в структуре ЦЭЛТ. Однажды мы находились в одной из европейских стран с моим другом, известным профессором медицины, в гостях у его коллеги, страдающего раком поджелудочной железы. Операция у него прошла успешно, но боли оставались. В процессе общения с нами вдруг он извинился и сказал, что ему надо сделать укол. При нас он поднял рубашку и в трубочку, привязанную к животу, ввел какую-то жидкость. Потом последовали комментарии. Больной вводил себе обезболивающее средство, чтобы продолжать общение и чувствовать себя комфортно. Потом, обращаясь ко мне как к гостю, добавил: «Вы знаете, профессор, в XXI веке можно умереть от рака, но без боли».

Грустно было это услышать, но правда в его словах была. Уходя, я твердо решил, что и у нас будет подобная структура. И, кажется, это удалось».

Александр Бронштейн: «Без боли можно жить комфортно долгие годы»
фото: Михаил Ковалев

Увы, для России специальная Клиника боли — пока большая редкость. Это подтвердила и недавняя прямая телефонная линия с читателями «МК». Во-первых, мало кому известно о существовании таких клиник — куда бежать, если боль достала; во-вторых, многие не знают даже, чем там занимаются.

«Операцию можно отложить, а иногда и вовсе избежать ее»

О том, как избавиться от боли без хирургического вмешательства, сегодня в ходе прямой линии читателям «МК» отвечает заведующий Клиникой боли ЦЭЛТ, к.м.н. Алексей ВОЛОШИН.

У меня очень сильно болят колени. Врачи говорят, что это артроз, и предлагают протезирование сустава. Но я боюсь операции: в моем возрасте могу ее не перенести. Можно ли облегчить мне жизнь?

— В нашей клинике мы применяем инновационный метод обезболивания суставов, — ответил Алексей Григорьевич Волошин. — Берем специальный тончайший электрод и через него воздействуем точечно на болевое окончание, тем самым как бы выключая его. Процедура носит название «радиочастотная денервация сустава» и выполняется под местной анестезией. При этом капсула сустава не затрагивается. В тот же день вы можете идти домой. Эффект сохраняется очень долго, так что операцию по замене сустава можно отложить, а иногда и вовсе избежать ее.

— Не опасна ли эта радиочастотная денервация?

— Осложнения действительно могут случаться. Но… Они довольно редкие и в основном не тяжелые. Из разряда тех, что быстро проходят. К тому же мы стараемся максимально защититься от осложнений при подготовке к процедуре. Для повышения безопасности процедуры практически всегда выполняем предварительное исследование. А бывает так, что проведение болевых импульсов может проходить по нескольким путям. Для уточнения этих нюансов мы применяем тестовую блокаду. Во время блокады имитируем радиочастотное воздействие — радиочастотную абляцию (РЧА) — микроскопической дозой местного анестетика, и если боль проходит, считаем, что проводящий путь или источник установлен точно.

Александр Бронштейн: «Без боли можно жить комфортно долгие годы»
фото: Александра Зиновьева

К себе мы применяем более жесткие требования. В нашей практике для того, чтобы предложить вам процедуру РЧА, после тестовой блокады боль должна пройти на 75% или исчезнуть совсем. Отрицательный ответ на тест будет означать, что предполагаемое вмешательство именно в этой точке не имеет смысла. Такой ответ избавит вас от выполнения ненужного вмешательства и траты на него средств и времени. По принятым международным стандартам выполнение как минимум одной тестовой блокады является обязательным пунктом перед планируемой процедурой РЧА.

— Мне поставили страшный диагноз: невралгия тройничного нерва. Жуткие боли… Не могу ни спать, ни разговаривать нормально. Ем только жидкую пищу, нестерпимо больно даже жевать. Пробовала принимать разные таблетки, но безуспешно. Есть ли способ помочь мне?

— Наиболее привычными и эффективными методами лечения невралгии тройничного нерва являются хирургические методы. Если причиной такой невралгии является сдавливание нервного узла кровеносным сосудом, лучший способ лечения — операция. Если же причина не в сдавливании артерией, стандартное лечение такой невралгии — радиочастотная деструкция узла тройничного нерва. Под рентгенологическим контролем в условиях рентген-операционной врач через щеку вводит иглу в полость черепа к месту расположения узла тройничного нерва. После позиционирования иглы через нее подается специально модулированный радиочастотный электрический ток. Узел тройничного нерва разрушается, и пациент мгновенно перестает чувствовать боль. Процедура проводится под рентгенологическим контролем и только высококлассными специалистами. Таких очень немного в мире и совсем мало — у нас в стране. Если все выполнено правильно, боль проходит прямо во время процедуры. И в тот же день вы можете идти домой — отсыпаться и нарушать вынужденную диету.

— У меня грыжа поясничного отдела позвоночника. Мучают постоянные боли в пояснице и периодически отдает в ногу. Перепробовал все: лежал в больнице, делали курс блокад… Хирург сказал, что оперировать не надо. Но и жить с этим невозможно. Подскажите, что делать?

— В вашем случае крайне эффективны так называемые эпидуральные блокады — введение лекарства непосредственно в место, где грыжа касается нервного корешка. После одного, максимум двух уколов большинство наших пациентов с грыжами забывают о боли на месяцы и годы. Важно сказать, что мы выдаем полный отчет обо всех выполненных процедурах и фотоснимки того, что и как мы делали. В случае, если пациенту все же требуется операция, эта информация оказывается очень ценной для нейрохирурга. Но подавляющее большинство наших пациентов избегают операции и живут полноценной жизнью.

— Несколько месяцев назад я перенесла опоясывающий герпес, и теперь у меня жутко болит бок. Я не могу ни спать, ни мыться, ни носить одежду. К коже невозможно прикоснуться. Неужели мне придется жить с этим всю жизнь?

— Прежде всего не впадайте в отчаяние. Ничего безнадежного нет. Совсем недавно в России появилось новое средство для лечения этой напасти — современный пластырь с очень высоким содержанием жгучего перца, который блокирует болевые рецепторы кожи. В нашей клинике процедура занимает около двух часов, но хороший обезболивающий эффект сохраняется месяцами. Со стабильным успехом мы применяем и интервенционные методы лечения — эпидуральные блокады и отключение пораженных нервных корешков с помощью радиочастотных методов лечения. Так что все доступные мировой медицине средства для лечения постгерпетической невралгии у нас в клинике имеются.

«Есть множество способов помочь пациентам, страдающим от онкологической боли»

— Мой муж не может встать из-за сильнейшей боли в пояснице и ноге. Мы уже неделю пили обезболивающие, делали уколы, но вчера уже все перестало помогать. Можно ли вызвать врача из вашей клиники на дом?

— Меня часто спрашивают: выезжаем ли мы на дом? Нет, не выезжаем. Объясню почему. Обычно в помощи на дому нуждаются люди, которые уже не могут добраться до врачей из-за сильной боли. Они не могут встать, сидеть и даже дойти до туалета. К этому времени уже перепробованы многие домашние средства и способы помощи: мази, таблетки, уколы… В этой ситуации доктор у постели вряд ли что-то изменит. Понимание специалистом ситуации не означает, что у него есть чудодейственный укол. Проблема дошла до той стадии, когда помочь можно только в стационаре. Интервенционные методы, которые мы применяем, проводятся только под контролем специальной аппаратуры, поэтому выезд на дом в этой ситуации окажется бесполезной тратой ваших денег и времени. Самое разумное, что можно сделать в данном случае, — созвониться с нами, договориться о приеме и ехать в клинику как можно скорее. Обычно для безопасной и бережной транспортировки мы рекомендуем обращаться в Службу скорой помощи. Удачи и до встречи.

— Занимается ли ваша клиника онкологическими пациентами?

— Это очень деликатная тема. Вы знаете, какое внимание сейчас приковано к этим пациентам. Для лечения онкологической боли в нашей клинике есть самые современные и передовые методы. Существуют интервенционные, т.е. инвазивные методы лечения, которые могут в значительной степени облегчить состояние больных с хроническим болевым синдромом. Интервенции проводятся на базе клиник или отделений лечения боли, а также в некоторых отделениях анестезиологии и нейрохирургии. Часто нам поступают просьбы выполнить блокаду или разрушение солнечного сплетения. При блокаде солнечного сплетения устраняется боль, исходящая из органов брюшной полости: желудка, поджелудочной железы, печени, желчного пузыря, тонкой кишки, части толстой кишки и др. Эффект от блокады солнечного сплетения может наступать как сразу после введения нейролитической смеси, так и развиваться в течение нескольких дней. Длительность обезболивающего эффекта достигает нескольких месяцев.

Это один из самых эффективных методов борьбы с онкологической болью у пациентов, страдающих раком органов верхнего отдела брюшной полости. И, конечно же, существует много способов помочь пациентам, страдающим от онкологической боли вследствие поражения органов малого таза, грудной клетки, рук, ног и так далее.

Алексей Волошин в операционной
Алексей Волошин в операционной фото: клиника ЦЭЛТ

— Как быстро в вашей клинике можно пройти обследование? Обязательно ли ложиться в стационар? Я сижу дома с ребенком...

— Обследование, как и почти все лечение, у нас происходит в амбулаторном режиме. Если запланируем все процедуры заранее, то все обследование не займет больше 2–3 часов в течение одного дня. Практически все процедуры Клиники боли не занимают больше 2 часов. Процесс приема пациента с проведением всех необходимых манипуляций организован у нас предельно четко. И это несмотря на высокую сложность многих процедур. Именно технологичность и сложность методик обязывают нас быть максимально собранными, оперативными и пунктуальными. Так работают в западных клиниках. И только так работает Клиника боли ЦЭЛТ.

— У вас, наверное, пациенты в основном из Москвы. Я хотел бы приехать к вам на лечение издалека: живу в Ханты-Мансийске. Это возможно?

— Конечно, мы принимаем пациентов из других городов. Более того, у нас часто проходят лечение даже граждане других стран — США, Великобритании, Израиля… На мой взгляд, это говорит о том, что наши подходы к диагностике и лечению соответствуют мировым стандартам. Качество лечения в Клинике боли однозначно может сравниться с западными клиниками, и при этом наши расценки намного ниже. Чтобы вам лишний раз не приезжать в Москву, можете результаты ваших исследований, если они есть, выслать на нашу электронную почту. По ним мы хотя бы в общих чертах сможем составить предварительный план лечения и пригласить вас к себе, уже имея некоторое представление о вашей проблеме. Обычно мы не требуем круглосуточного нахождения в нашем стационаре. Вы можете проходить у нас лечение в течение 2–3 часов, а в остальное время — гулять по городу и наслаждаться отпуском.

Вместо послесловия. «Вопросы пациентов и ответы доктора Волошина обнадеживают, — подытожил разговор своего сотрудника-профессионала с читателями «МК» в ходе прямой линии газеты Александр Семенович Бронштейн. — Конечно, это не панацея. Но, вспоминая слова профессора из Европы, хочу согласиться: без боли можно жить комфортно долгие годы, главное — найти хорошего врача, который в этом поможет.

Здоровья вам и жизни без боли!

материал: Александра Зиновьева

источник: Московский комсомолец

07.07.2016